285. Когда угодно, где угодно

Медитация не имеет никакого отношения к времени или месту; скорее, она имеет отношение к вам, к вашему внутреннему состоянию. Когда вы свободны от повседневных забот и у вас есть время, расслабьтесь и позвольте ей случиться. Она может случиться где угодно, когда угодно, потому что она вне времени и вне пространства.

Правильная медитация не знает никаких ограничений, и постепенно, со временем поток становится более и более сознательным — теперь, что бы вы ни делали, действие остается на поверхности; глубоко внутри река продолжает течь. Даже посреди рыночной площади, среди шума и сутолоки, вы совершенно безмолвны. Даже если вас оскорбляют, унижают, пытаются задеть, глубоко внутри сохраняется спокойствие; остается что-то, ничем не затрагиваемое. Даже когда вас окружает тысяча и один повод отвлечься, ничто не отвлекается в центре. Но такую медитацию нельзя устроить посредством ума; ее можно позволить только в сердце.

Этот самый миг и есть медитация — вот она! Вы ничего не сделали для того, чтобы она случилась; она случилась сама собой. В этот миг нет времени. В этот миг вы перенесены в другой мир. В этот миг вы можете почувствовать такое спокойствие, такую безмятежность — будто парите вне пределов всего.

 

284. Чувство чудесного

Знание разрушает чувство чудесного и удивительного. Чувство чудесного — одно из самых ценных в жизни свойств, и знание его разрушает. Чем больше вы знаете, тем меньше становится чувство чудесного, а чем меньше чувство чудесного, тем меньше значит для вас жизнь.

Жизнь не приводит вас в восторг. Вы ничему не удивляетесь — вы все принимаете как должное. Невинное сердце всегда трепещет перед чудом мира — как маленький ребенок, собира­ющий на берегу раковины и цветные камешки или бегающий по саду за бабочками — для него все удивительно. Как раз поэтому дети задают столько вопросов.

Если когда-нибудь утром вы пойдете погулять с ребенком, то выбьетесь из сил, потому что ребенок будет задавать бесконечные вопросы — вопросы, на которые нельзя ответить: «Почему деревья зеленые? Почему роза красная?» Но почему ребенок спрашивает? Его привлекает тайна Ему все интересно. Английское слово interest, «интерес», происходит от корня inter-esse, который значит «вовлеченность», «участие». Ребенок увлеченно участвует во всем происходящем.

Чем более знающими вы становитесь, тем меньше и меньше участвуете в жизни. Вы просто проходите мимо — вас не интересует корова, собака, роза, куст, солнце и птица; вам нет до них дела. Ваш ум сужен в узкую щель; вы просто идете из дома на работу или с работы домой. Вы только хотите денег — или власти — больше и больше, вот и все. Но в жизни, во всей ее многомерности, вы стали посторонним. Чувство чудесного означает живую связь со всем сущим, непрекращающуюся восприимчивость.

 

283. Освобождение от обусловленности

Любовь освобождает от обусловленности. Любовь просто отнимает у вас старые модели поведения — и не дает новых.

Почти всегда бывает так, что в любви люди становятся как дети — потому что любовь принимает. Она ничего не требует. Она не говорит: «Будь таким-то и таким-то». Любовь говорит только: «Будь собой. Ты хорош как есть. Ты красив как есть». Любовь вас принимает. Вдруг вы начинаете отбрасывать все свои «так надо», идеалы, личностные структуры. Как змея, вы сбрасываете старую кожу и снова становитесь ребенком. Любовь приносит юность.

Чем больше вы любите, тем остаетесь моложе. Без любви вы начинаете стареть, потому что, не любя, вы теряете связь с самим собой. Любовь просто значит найти связь с самим собой при помощи кого-то другого — того, кто вас принимает, того, кто, как зеркало, отражает вас таким, какой вы есть.

Любовь может быть хорошей ситуацией, чтобы отбросить всю обусловленность. Любовь освобождает от обусловленности. Любовь просто отнимает у вас старые модели поведения и не дает новых. А если любовь дает новую модель поведения — это не любовь, это политика.

 

282. Возвращение в центр

Если вы чувствуете своего рода колебания из стороны в сторону, не знаете, где у вас центр, это просто показывает, что вы потеряли связь с харой и должны наладить эту связь.

Вечером, прежде чем заснуть, лягте в постель, положите руки на живот, на два дюйма ниже пупка, и слегка надавите. Дышите глубоко, и вы почувствуете, что точка центра поднимается и опускается с дыханием. Чувствуйте, что в центре собирается вся ваша энергия, и вы сжимаетесь, сжимаетесь и сжимаетесь, пока не остаетесь существовать как очень концентрированная энергия в этой маленькой точке цен­тра. Продолжайте десять-пятнадцать минут, потом усните. Если вы уснете во время медитации, будет хорошо. Тогда центрированность сохранится на всю ночь. Снова и снова бессознательное сможет приходить в центр и уравновешиваться. И всю ночь, сами того не зная, вы будете сохранять множество глубоких связей с центром.

Утром, как только вы почувствовали, что сон прошел, не открывайте глаз сразу. Снова положите руки на живот, на два дюйма ниже пупка, слегка нажмите и начните глубоко дышать; снова чувствуйте хару ­ десять или пятнадцать минут, прежде чем встать. Продолжайте каждый вечер, каждое утро. Через три месяца вы начнете чувствовать центр.

 

281. Полярная звезда

Полярная звезда — самая постоянная, неподвижная звезда. Все постоянно движется, только эта единственная звезда остается без движения.

Любовь — это Полярная звезда. Все движется, кроме любви. Все меняется; только любовь остается постоянной. В этом изменчивом мире неизменной субстанцией остается только любовь. Все течет и меняется, все преходяще. Только любовь вечна.

Вот две вещи, которые нужно понять. Первая — любовь, потому что это единственное, что не иллюзорно. И это — единственная реальность, все остальное только снится. Если человек может стать любящим, он становится реальным. Если человек достигает полной и всеобъемлющей любви, он становится собой, становится истиной, потому что любовь — единственная истина.

И второе: пока вы движетесь, идете, помните то, что никогда не движется и не ходит, — вашу душу, вашу Полярную звезду. Вы едите, но что-то в вас никогда не ест. Вы злитесь, но что-то в вас никогда не злится. Вы делаете тысячу и одну вещь, но что-то в вас остается абсолютно вне всякого действия. Это ваша Полярная звезда. Когда идете, помните то, что никогда не ходит. Когда движетесь, помните неподвижное. Когда говорите, помните молчание. Что-то делая, помните существо.

Всегда помните то, что абсолютно постоянно, чей свет никогда не колеблется и не мерцает, чье бытие не знает перемен. Это существо, неизменное внутри вас, реально. И любовь — путь к тому, чтобы его найти.

 

280. Тело

Всегда слушайте тело. Оно говорит шепотом, оно никогда не кричит.

Только шепотом тело говорит с вами. Если вы бдительны, то сможете понять, что оно хочет сказать. Тело обладает собственной мудростью, которая гораздо глубже ума. Ум еще слишком юн и незрел. Тело существовало — без ума — тысячелетия. Ум, недавнее приобретение, еще мало знает. В самых важных делах по-прежнему распоряжается тело. Уму остаются только дела бесполезные: раздумья о философии, о Боге, аде и политике.

Итак, всегда слушайте тело и ни с кем себя не сравни­вайте. Никогда раньше не было такого человека, как вы, и никогда больше не будет. Вы абсолютно уникальны — в прошлом, настоящем и будущем… и ни у кого не можете попросить шпаргалку, никому не можете подражать.

 

279. Проблески

Начинается всегда с проблесков — и хорошо, что начинается с проблесков; если бы вдруг открылось все небо, это было бы нестерпимо резко.., невыносимо. Если реализация случится слишком внезапно, человек может сойти с ума.

Однажды вы можете быть достаточно неразумны, чтобы войти в ту или другую реализацию слишком резко, что может быть опасным, потому что вы получите разом слишком много: больше, чем сможете вобрать. Трудность — не в самой реализации; трудность в том, чтобы постепенно ее переварить и усвоить, чтобы она не оставалась пережитым опытом, но стала вашим существом. Оставаясь пережитым опытом, она кончится, как началась; она останется проблеском. Никакое переживание не может оставаться постоянным — постоянным может быть только существо.

Не жадничайте в мире внутреннего. Жадность не хороша даже во внешнем мире, во внутреннем же — очень плоха. Жадность не так опасна, когда направлена на деньги, власть или престиж. Поскольку все это пустые вещи, не имеет большого значения, жадны вы в них или нет. Но жадность в мире внутреннего, когда вы следуете пути, ведущему внутрь, может быть очень опасной. Многие люди почти сходят с ума. Свет может оказаться для глаз слишком ярким, и они слепнут.

Всегда хорошо уметь войти и выйти; пусть это будет вашим постоянным ритмом, чтобы вы никогда не выпадали из мира и никогда не тонули в мире. Мало-помалу вы осознаете, что существуете трансцендентно, параллельно миру. Весь процесс должен быть очень постепенным — как цветок, который распускается так постепенно, что нельзя даже заметить, в какой момент он расцвел.

 

278. Непривязанность

Я не сторонник отречения. Радуйтесь всему, что дает жизнь, но всегда оставайтесь свободны. Меняются ли времена, исчезают ли какие-то вещи, ничто для вас не имеет значения. Живете вы во дворце или в лачуге… Вы можете жить в блаженстве под открытым небом.

Постоянная осознанность, позволяющая человеку ни за что не цепляться, делает жизнь блаженной. Человек бесконечно радуется всему, что ему дано. В жизни всегда есть, чем наслаждаться и чему радоваться — всегда и в избытке. Но ум слишком привязан к вещам — и мы становимся слепы к празднику, двери которого всегда для нас широко открыты.

Есть история о дзэнском монахе, дзэнском мастере. Однажды ночью к нему в хижину забрался вор, но украсть там было нечего. Мастер очень расстроился: что подумает вор? Чтобы добраться до хижины из города, ему пришлось пройти, самое меньшее, четыре или пять миль, и в такую темную ночь…

У монаха было только одно одеяло, которое служило ему для всех надобностей — было ему и одеждой, и покрывалом для кровати. Он положил одеяло в углу, но вор не разглядел его в темноте, и мастеру пришлось ему сказать, чтобы он взял одеяло; мастер попросил его принять одеяло в подарок, не уходить с пустыми руками. Вор был в полной растерян­ности; он так смутился, что просто схватил одеяло и убежал.

Мастер написал стихотворение, в котором говорилось, что если бы он только мог, то подарил бы этому человеку луну. Той ночью, когда он сидел — голый — в свете луны, она доставила ему особенную радость.

Жизнь всегда нам открыта. Ее даров с избытком хватает, чтобы наслаждаться и радоваться; мы всегда получаем больше, чем можем дать.

 

277. Перемены

Мы хотим перемен, если в них нет риска, но это невозможно. Само условие — чтобы не было риска — делает перемены невозможными, потому что поставить на карту нужно все!.. Только тогда возможны перемены.

Перемены не могут быть частичными. Они или есть, или их нет — перемены бывают только всецелыми. И выбор только один: быть или не быть. Необходим прыжок, не постепенный процесс. Если вы действительно пресытились той жизнью, которой жили до сих пор, если вы действительно пресытились старыми моделями поведения, никаких трудностей не будет. Легко, очень легко измениться, если вы понимаете, что живете жизнью, в которой до сих пор не было ничего стоящего, которая ничего вам не дала, которая не позволила вам прийти к цветению.

И суть не в том, чтобы быть признанным миром. Люди могут думать, что вы достигли успеха, что у вас есть все качества, которые им хотелось бы иметь самим, но суть не в этом. Глубоко внутри вы чувствуете застой, оцепенение, будто вы уже умерли, будто что-то в вас закрылось и сжалось. Вкус жизни, ее поэзия и поток, ее песня исчезла; ее аромат рассеялся. Вы продолжаете жить, потому что должны. Что еще вам остается? Вы кажетесь жертвой обстоятельств, случайности — как марионетка, — не зная, что делаете, к чему идете, откуда пришли, кто вы такой.

Если вы действительно видите свою жизнь таким образом, измениться очень легко. Явление перемен спонтанно; по существу, не нужно даже ничего делать. Перемены приносит само это понимание. Понимание — единственная ра­дикальная революция, никакой другой не бывает.

 

276. Неизменное

Всегда помните: вы не только кратковременное, но и вечное, не только меняющееся, но и неизменное.

В цветке есть две составляющие: одна, постоянно изменяющаяся, — телесная часть, форма; и другая, скрытая за формой, — бесформенное, которое неизменно. Цветы приходят и уходят, но их красота остается. Иногда она проявляется в форме, иногда снова рассеивается в бесформенное. Снова будут цветы, и красота утвердит себя. Потом цветы увянут, и красота вернется в непроявленное.

То же самое происходит с человеческими существами, с птицами, с животными — со всем сущим. В нас есть два измерения: дневная часть, в которой мы становимся проявленными, и ночная, в которой мы становимся непроявленными. Но мы вечны, мы всегда были и всегда будем. Существо — за пределами времени и за пределами перемен.

Поначалу просто помните, что это «как будто» так, но позднее вы начнете чувствовать в этом реальность.

 

275. Беспомощность

Мир огромен, и человеческие существа беспомощны. Трудно, очень трудно это принять, но как только вы это примете как неизбежное человеческое страдание, вам станет очень спокойно.

Легче принять собственное страдание, чем страдание другого. Можно даже принять страдание другого, но страдание ребенка — невинного, беспомощного, страдание без всякой причины… он не может отомстить, не может даже возразить или постоять за себя — кажется таким несправедливым, таким безобразным, ужасающим, что принять его трудно.

Но помните: беспомощен не только этот ребенок — беспомощны вы сами. Как только вы поймете собственную беспомощность, принятие последует как тень. Что вы можете сделать? Вы сами беспомощны. Я не говорю, что мы должны быть жестокими, каменными. Чувствуйте, но знайте, что беспомощны. Мир огромен, и человеческие существа беспомощны. Самое большее, мы можем сострадать. Даже если мы что-то сделаем, нельзя быть уверенными, что наше действие поможет — может быть, оно только увеличит страдание.

Таким образом, я не говорю, что вы должны потерять сострадание — потеряйте только свое суждение, что человеческое страдание неправильно. И оставьте идею, что вы должны что-то делать, чтобы его исправить, потому что, как только входит делающий, теряется свидетель. Сострадание хорошо, но хороша и беспомощность. Плачьте, в слезах нет ничего плохого. Пусть придут слезы, но позвольте им быть, зная, что вы сами беспомощны и поэтому плачете. Сама идея, что мы можем что-то изменить, очень эгоистична. Эго все переворачивает вверх дном. Отбросьте эго, просто наблюдайте.

 

274. Истинное и ложное

Когда ум впервые становится медитативным, любовь кажется рабством. И в определенном смысле это правда, потому что немедитативный ум не может по-настоящему любить. Его любовь была ложной, иллюзорной — скорее лихорадкой, чем любовью.

Вам не с чем сравнить ложную любовь, пока не случится настоящая, и когда начинается медитация, иллюзорная любовь постепенно рассеивается, исчезает. Не впадайте в уныние и не делайте это разочарование своим постоянным состоянием.

Если творческий человек начинает медитировать, на некоторое время все творчество исчезнет. Если вы художник, вдруг окажется, что вы больше не в состоянии им быть… Вы можете продолжать, но постепенно окажется, что у вас больше нет энергии и энтузиазма. Если вы поэт, поэзия прекратится. Если вы любили, энергия любви просто исчезнет. Если вы принудите себя поддерживать отношения и быть таким, как были раньше, это принуждение будет очень опасно. Вы попытаетесь делать нечто противоречивое: с одной стороны, вы пытаетесь войти внутрь, с другой стороны, вы пытаетесь выйти наружу. Это все равно, что в машине нажимать одновременно на газ и на тормоз. Дело может кончиться плохо, потому что вы делаете взаимоисключающие вещи.

Медитация против ложной любви, но только ложной. Ложное исчезнет, а это главное условие того, чтобы возникло настоящее. Ложное должно исчезнуть, ложное должно полностью освободить место; только тогда вы окажетесь открытым для настоящего. Многие люди думают, что любовь против медитации, а медитация против любви — что неверно. Медитация против ложной любви, но истинную любовь она поддерживает целиком и полностью.

 

273. Разочарование

Понять, что-то, что вы до сих пор называли любовью, не было любовью, — одно из самых значительных прозрений. С этим пониманием многое становится возможным.

Люди всегда думают, что любят, и это их величайшая иллюзия: чем скорее они от нее избавятся, тем лучше. Любовь очень редка и не может быть доступна легко и повсеместно. Она не доступна всем и каждому; она так же редка, как природа Будды — не больше, не меньше.

Понимание, что вы не знаете любви, хорошо, но оно принесет вам грусть или даже определенную подавленность. Не тревожьтесь: в темноте ночи рождается утро. Когда ночь темнее всего, рассвет близок. Вы будете угнетены и подавлены, потому что все, что вы считали любовью, ею не было, и оказалось, что вы жили в снах, лишая себя реальности. Когда к вам приходит это понимание, оно приносит глубокую грусть, почти смерть. Не пытайтесь бежать от этого состояния. Расслабьтесь в нем, дайте себе утонуть в этой грусти, и вскоре вы выйдете из нее совершенно новым человеком.

Людям свойственно не допускать этого состояния, пытаться от него бежать — сходить в ресторан, в кино, встретиться с друзьями — сделать что угодно, но только от него бежать. Если вы попытаетесь от него бежать, вы снова упустите то, что вот-вот должно было случиться. Поэтому расслабьтесь в этом состоянии.

 

272. Гнев и боль

Гнев возникает в виде защиты против боли. Если кто-то причиняет вам боль, вы отзываетесь гневом, чтобы защитить свое существо от боли. И каждый случай боли подавляемся гневом — поверх боли в человеке много слоев гнева.

Продолжайте работать с гневом, и однажды, в тот или другой момент, вы почувствуете, что гнев исчез — и теперь вы чувствуете грусть, не гнев. Настроение переменится и из гневного станет грустным, и когда это произойдет, можно точно знать, что вы приблизились к боли. Затем случится извержение боли.

Точно так же, чтобы вырыть колодец, мы раскапываем землю. Нужно удалить много пластов земли и камня, только тогда появится вода. Сначала вода будет не чистая, мутная; потом постепенно начнут открываться все более чистые источники. Сначала появится гнев, много слоев гнева — верхние пласты земли. Потом, как мутная вода, появится грусть, и за ней боль — чистая, прозрачная боль. Чистая боль бесконечно красива, потому что она мгновенно даст вам новое рождение.

 

271. Старость и злость

Ум все время сжимается — по мере того как вы становитесь старше и старше, ум становится все меньше и меньше, все злее и злее. Не случайно старики часто становятся зловредными.

Так часто старики становятся вечно злыми, вечно ворчащими, раздраженными — без всякого повода. Причина в том, что они не нашли в своей жизни сердца. Они жили только умом, а ум не умеет расширяться, он только сжимается. Чем больше вы знаете, тем меньше становится ум.

У невежественного человека ум больше, чем у знающего, потому что ум невежественного человека ничем не загроможден, в нем больше свободного пространства. Знающий человек слишком заполнен знанием, пространства не остается. А сердце — другое название пространства внутри.

Точно так же, как существует внешнее пространство — безграничное, беспредельное небо, — есть и внутреннее небо, которое столь же беспредельно. Одно всегда уравновешивает другое: если бесконечно внешнее, внутреннее не может быть конечным. Внутреннее должно уравновешивать внешнее — другой его полюс. Внутреннее небо так же велико, как и внешнее; в своей безграничности они равноценны.

Медитация должна быть не в голове — и не бывает в голове; все происходящее в голове может быть только подражанием медитации… оно не подлинное, не настоящее. Настоящее всегда происходит в сердце. Поэтому помните: когда я говорю о пробуждении, я говорю о пробуждении сердца, — и это не следует понимать только как доктрину, это следует пережить на опыте, это должно стать вашим экзистенциальным состоянием.

 

270. Невежество

Игнорируя внутреннее, человек остается невежественным.  Не игнорировать внутреннее — начало мудрости. Мне н

равится это слово, невежество; оно означает, что нечто оказывается игнорируемым, нечто остается пропущенным, незамеченным.

В вас есть — и было всегда — нечто, чем вы пренебрегали. Может быть, именно потому, что оно было всегда, его так легко игнорировать. Мы всегда игнорируем то, что есть всегда; мы всегда замечаем новое, потому что новое вносит перемену. Собака сидит спокойно, пока вокруг ничего не движется, — отдыхает, грезит наяву. Но стоит чему-то шевельнуться, и она тут же приводит в бдительность. Даже если ветер пошевелит листья на земле, она залает. Точно в таком же состоянии и ум: он замечает, только когда что-то меняется, а потом снова засыпает.

А наше внутреннее сокровище всегда было с нами. Очень легко его игнорировать; мы научились его игнориро­вать. Вот смысл слова невежество. Начните поиски с того, чтобы перестать игнорировать внутреннее, и пробуждение придет само. А когда пробуждена любовь, жизнь приобретает совершенно иной вкус— вкус божественного нектара, вкус бессмертия, вкус вечности.

 

269. Уловки ума

Вот проблема всех духовных искателей: рано или поздно им приходится сталкиваться с уловками ума.

Кому-то видится свет, кому-то другому слышатся звуки, у кого-то еще начинается что-то третье. Эго говорит: «Это феноменально: только с тобой происходят подобные вещи, такие редкостные опыты. И все потому, что ты особенный». И вы начинаете ему поддакивать.

Не придавайте подобным вещам слишком большого значения — просто не обращайте на них внимания! Нужно стать совершенно пустым. Единственный духовный опыт, достойный называться духовным, есть опыт той пустоты, того ничто, которое суфии называют фаной — исчезновением эго. Это единственный духовный опыт — все остальное только умственные игры. Ум очень изобретателен. У него могут начаться галлюцинации; ему могут являться видения, ему может привидеться Иисус Христос или Будда. Ум способен видеть сны — даже наяву, с открытыми глазами. Если вы видите перед собой Иисуса, как вам не поверить? А пе­ред вами не Иисус — только ваша собственная проекция.

Вот почему дзэнские мастера говорят «Если встретишь на дороге Будду, убей его!» Они правы — абсолютно правы. Кажется святотатственным, очень неуважительным говорить, что вы должны убить Будду, если его встретите, но они говорят абсолютную правду. Встретите ли вы на дороге Будду, Иисуса или Мухаммеда — неважно. Вы столкнетесь со всем тем, что в детстве составляло вашу обусловленность. Будут являться великие духовные учителя и тибетские ламы, и вы будете чувствовать, что происходит нечто исключительное. И найдутся глупцы, которые станут вами восхищаться. Они скажут: «Твой статус день ото дня становится выше и выше; ты достигаешь все больших высот». Не слушайте этих людей.

 

268. Позволить случиться

Великий секрет духовной науки состоит в том, чтобы позволить событию случиться, ничего не делая. Чтобы позволять событиям случаться, нужны большое понимание и осознанность.

С нашей стороны не требуется никакого действия, потому что все нами делаемое мы делаем из своих беспорядочных и противоречивых умов. Мы не можем сделать ничего по-настоящему глубокого, потому что ум как таковой очень поверхностен и неглубок.

В этом видении, в этом понимании возникает новый подход — подход позволения. Великий секрет духовной науки состоит в том, чтобы позволить событию случиться, ничего не делая. Чтобы позволять событиям случаться, нужны большое понимание и осознанность. Ум испытывает постоянное искушение вмешиваться. Он привносит свои желания, пытается устроить все по-своему, и в этом вся беда. Мы лишь крошечные части в этом безбрежном существовании, и только идиот может пытаться навязывать ему собственные идеи, — между прочим, именно таков смысл слова «идиот»: навязывание собственной «идеи».

Было бы так же глупо, если бы волна пыталась что-то сделать отдельно от океана. Она только его часть. Она не зависима и не независима, потому что она вообще не отдельна. Волна не существует иначе как одно из проявлений океана. Так же и мы. И если мы это понимаем, всякая тревога исчезает. Тогда больше некуда идти и нечего достигать, нет цели и нет возможности поражения или разочарования. Приходит глубокое расслабление… в этом смысл того, чтобы сдаться, того, чтобы довериться. Тогда жизнь приобретает совершенно новый цвет. В ней нет того напряжения, которое обычно продолжается постоянно. Человек живет в расслаблении, спокойный и тихий, чувствуя себя в жизни как дома.

 

267. Скорость

У каждого из нас своя скорость. Мы должны двигаться каждый со своей скоростью, в таком темпе, какой для нас естественен.

Как только вы найдете правильный для себя темп, вы будете успевать гораздо больше. Ваши действия будут не лихорадочными, но более слаженными, и вы сможете успевать гораздо больше. Есть люди, которые работают медленно, но медленность обладает собственными качествами и, по сути дела, более ценными качествами. Быстрая работа хороша в количественном плане. Может быть, количественно человек, работающий быстро, произведет больше, но в качественном плане медленная работа более совершенна. У медленно работающего человека вся энергия движется в измерение качества. Количество может быть невелико, но по большому счету количество не главное.

Если вы можете сделать немного, но сделанное будет очень хорошо, почти совершенно, такая работа принесет вам радость и удовлетворение. Необязательно делать много. Если вы можете сделать хотя бы что-то одно, но получить полное удовлетворение, этого достаточно; ваша жизнь осуществляется. Можно делать и делать много, ни от чего не получая удовлетворения. Какой смысл?

Вот несколько основ, которые нужно понять. Нет ничего такого, что можно назвать «человеческой природой». Человеческих природ столько же, сколько человеческих существ, и нет никакого единого критерия.

 

 

266. Мягкость

Мягкость всегда побеждает жесткость. Мягкость жива, жесткость мертва. Мягкость — как цветок, жесткость — как камень. Камень кажется сильным, но он ничего не может. Мягкость кажется хрупкой, но она жива.

Все, что живо, — всегда хрупко, и чем выше качество жизни, тем более она хрупка. Чем глубже внутрь вы идете, тем мягче становитесь, и наоборот—чем мягче вы становитесь, тем глубже идете. Глубочайшее ядро существа абсолютно мягко.

Таково все учение Лао-цзы, учение дао: будь мягок, будь как вода, не как камень. Вода точит камень. Нельзя себе представить, чтобы вода в конце концов победила. Нельзя поверить, чтобы вода победила. Камень кажется таким сильным, таким неприступным, а вода — такой слабой. Как может вода победить камень? Но в свой черед камень исчезает бесследно. Постепенно мягкое проникает в жесткое.

Итак, пусть это будет постоянным напоминанием. Когда вы чувствуете, что становитесь жестким, тут же расслабьтесь и станьте мягким, чего бы то ни стоило. Даже если вы побеждены и некоторое время видите, что теряете и проигрываете, теряйте и проигрывайте, но оставайтесь мягким — потому что, по большому счету, мягкость всегда выходит победительницей.