Медитации ОШО на каждый день

365. Начало

К чему бы вы ни пришли, это всегда только начало. Вот почему жизнь так красива, так юна, так свежа.

Когда вам начинает казаться, что что-то закончено, вы начинаете мертветь. Совершенство мертво, и приверженцы совершенства суицидальны. Требовать совершенства значит косвенным путем совершить самоубийство. Ничто никогда не совершенно. Совершенство невозможно, потому что жизнь вечна. Ничто никогда не приходит к заключению. В жизни нет заключений — есть только более и более высокие вершины. Но когда вы достигаете одной вершины, вам бросает вызов следующая — манит к себе, зовет.

Таким образом, всегда помните: к чему бы вы ни пришли, это только начало; помня это, человек всегда остается ребенком, всегда остается целомудренным. Вот все искусство жизни — оставаться целомудренным, оставаться свежим и юным, неразвращенным жизнью, неразвращенным прошлым, неразвращенным пылью, собираемой на дорогах странствий. Помните — каждый момент открывает новые двери.

Это очень нелогично, потому что мы привыкли думать, что, если есть начало, должен быть и конец. Но что подела­ешь? — жизнь нелогична. В ней есть начало, но нет конца. Ничто подлинно живое никогда не кончается, но продолжается и продолжается бесконечно.

 

Зов диких просторов

…Это только начало. Вам предстоит пересечь множество странных территорий. Истина более странна, чем любой вымысел. Но не теряйте храбрости.

Прежде чем вы начнете движение внутрь себя, вы даже не подозреваете, как много о себе вы никогда не знали. Вы жили только с небольшой частью своего существа. Вы жили как капля воды, тогда как ваше существо похоже на океан. Вы отождествляли себя с листом дерева, тогда как все дерево принадлежит вам.

Да, это очень странно, когда человек начинает расширяться — ему приходится впитывать новые слои реальности. В каждый момент приходится сталкиваться с фактами, с которыми никогда не приходилось сталкиваться раньше, и в каждый момент нарушается спокойствие. Воцаряется постоянный хаос. Ни на чем нельзя остановиться; ни в чем нельзя быть уверенным, потому что никогда нельзя знать — что откроется в следующий момент?

Именно поэтому люди никогда не входят внутрь себя. Они слишком ценят спокойствие. Они расчистили небольшой участок своего существа и выстроили там дом. Они закрыли глаза, отгородились высокими заборами и стали думать: «Больше ничего нет». А за самой этой оградой начинается их реальность, за самой этой оградой ждут дикие просторы их существа — вызов, зов диких просторов.

 

Сумасшедший дом

Всегда помните одно: вы сами, в вашем нынешнем состоянии — как и любой другой человек — уже безумны. Человечество безумно. Эта Земля — сумасшедший дом. И потерять вы можете только безумие, вы не можете потерять рассудок.

Если вы боитесь стать нормальным, это другое дело, но не бойтесь сойти с ума — что вам угрожает? Худшее уже случилось! Мы уже живем в худшем из всех возможных аду. Поэтому, если вы «падёте», то рискуете только оказаться в раю. Больше падать некуда.

Но люди боятся, потому что считают нормальным то, как они живут. Никто не нормален. Лишь изредка встречается нормальный человек — такой, как Иисус или Будда; все остальные ненормальны. Но ненормальные составляют большинство, они считают себя нормальными, и на их фоне Иисус кажется ненормальным. И конечно, большинство может решать; у него достаточно голосов, чтобы определять, кто нормален, а кто нет. Это странный мир: здесь нормальные люди кажутся ненормальными, а ненормальные считаются нормальными.

Посмотрите на людей, посмотрите на собственный ум — это обезьяна, сумасшедшая обезьяна. Тридцать минут просто записывайте все, что приходит вам в голову, а потом дайте кому-нибудь почитать. Кто угодно вас заверит, что вы безумны! Итак, не бойтесь. Следуйте ощущению, которое к вам приходит, следуйте этому зову, следуйте этому намеку. И если вы исчезаете — исчезните! Что вам терять?

 

Приключения

Всегда оставайтесь готовы к приключениям. Не забывайте ни на миг, что жизнь принадлежит первооткрывателям. Она не принадлежит статичному; она принадлежит текучему. Никогда не становитесь стоячим водоемом; оставайтесь рекой.

Ум не умеет обращаться ни с чем новым. Он не может понять, что это такое, не может его классифицировать, не может разметить этикетками; новое его озадачивает. Ум теря­ет всю эффективность, когда сталкивается с чем-то новым.

В области прошлого, старого, знакомого уму очень легко, потому что он знает, что делать и как себя вести. В области старого он безупречен; он движется по хорошо изученной территории. Даже в темноте он может найти дорогу; в знакомом он ничего не боится. Но это одна из проблем, которые нужно понять: поскольку ум может двигаться без страха только в знакомом, он не позволяет вам расти. Рост всегда в новом, ум движется без страха только в старом. И ум цепляется за старое и избегает нового. Старое кажется синонимичным жизни, а новое — синонимичным смерти; так ум смотрит на вещи. Ум придется отложить в сторону.

Жизнь никогда не остается статичной. Все меняется: сегодня что-то есть, завтра его может не быть. Может быть, вы столкнетесь с ним снова — кто знает когда? Может быть, пройдут месяцы, годы… или жизни. Поэтому, когда приходит возможность, воспользуйтесь ею. Пусть это будет основным законом: всегда предпочитать новое старому.

 

Таинственное

Слушайте таинственное; не отрицайте его. Не зарекайтесь: не говорите наперед, что его не существует. Все люди сознания, которые ходили по Земле, соглашаются и говорят: таинственное существует.

Мир не кончается на том, что видимо. Есть невидимое, и оно гораздо более значимо, потому что оно гораздо глубже. Видимое — только волна на поверхности невидимого; невидимое же — океан. И когда происходит нечто странное, не отрицайте его и не закрывайтесь. Откройтесь ему; дайте ему войти. Каждый день случается много, много моментов, когда в двери стучится таинственное.

Вдруг запела птица: слушайте ее пение, и слушайте сердцем. Не начинайте анализировать. Не начинайте говорить про себя. Будьте в молчании, и пусть ее пение проникнет в вас как можно глубже. Не препятствуйте ему мыслями. Дайте ему абсолютно свободную дорогу. Чувствуйте его — не думайте о нем.

Может быть, целый день вы будете чувствовать себя по-другому, потому что рано утром вам встретилась роза. Может быть, вы будете целый день чувствовать себя по-другому, если видели утром, как встает солнце, и это вас поразило. Вы почувствуете себя совершенно новым человеком, если видели парящих птиц и на мгновение были с ними. В вашей жизни что-то изменилось.

Так человек становится искателем — впитывая красоту существования, его сущую радость, его несказанное благословение.

 

Понимание

Влюбленные могут расстаться, но понимание, приобретенное в обществе друг друга, останется с ними навсегда — как подарок. Если вы кого-то любите, единственный ценный подарок, который вы можете ему — или ей — преподнести, это определенная мера понимания.

Поговорите начистоту и поймите, что каждому из вас иногда необходимо одиночество. Беда в том, что потребность в одиночестве может случиться с каждым из вас в разное время. Иногда вы хотите быть с другим, а он хочет быть один — с этим ничего нельзя сделать. Тогда вы должны понять и оставить другого в покое. Иногда вы хотите одиночества, но другой хочет быть с вами — тогда скажите ему, что вы ничем не можете помочь!

Просто создавайте больше и больше понимания. Именно понимания недостает влюбленным: у них достаточно любви, но понимания нет, совсем нет. Вот почему их любовь разбивается о скалы непонимания. Любовь не может жить без понимания. Сама по себе любовь очень глупа; с пониманием любовь может жить долгой, полноценной жизнью — со многими разделенными радостями, со многими разделенными моментами красоты, с глубокими поэтическими переживаниями. Но это происходит только благодаря пониманию.

Любовь может дать очень краткий медовый месяц, но ничего больше. Только понимание может дать глубокую близость. За каждым медовым месяцем следует депрессия, гнев, разочарование. Пока вы не вырастете в понимании, никакой медовый месяц не поможет; он будет только своего рода наркотиком.

Старайтесь создать больше понимания. И даже если однажды вы расстанетесь, понимание останется с вами, оста­нется даром вашей любви друг к другу.

 

Творчество

Творчество — это пища, и люди нетворческие редко растут, потому что недополучают питания.

Мы приближаемся к Богу, когда творим. Если считать Бога творцом, тогда быть творческим — значит соучаствовать в бытии Бога. Мы не можем создать эту вселенную, но можем создать небольшую картину — можем создавать небольшие вещи. И совершенно неважно, создаете вы большое или малое. Творчество не знает количественной разницы.

Творчество не заботится о количестве, оно заботится о качестве. И то, что другие говорят о ваших творениях, несущественно и не имеет ничего общего с творчеством. Если вы наслаждались, делая свою работу, этого достаточно; вам уже за нее заплачено.

 

Фантазия

Фантазия может создать только одно из двух: ад или рай — фантазия очень последовательна; она не может создавать ничего парадоксального.

Фантазия очень логична, реальность очень нелогична. Когда внезапно себя проявляет реальность, в ней присутствуют обе полярности — и это один из критериев реальности. Если в явлении нет одновременно обеих полярностей, это умственная конструкция.

Ум перестраховывается и всегда создает последовательную структуру. Сама же жизнь очень непоследовательна и противоречива — неизбежно; она течет между полюсами противоречий. Жизнь существует благодаря существованию смерти, и если вы по-настоящему живы, то почувствуете одновременно и смерть. Любой кульминационный момент жизни будет и кульминационным моментом смерти. Любой момент глубокого счастья будет и моментом глубокой печали. Это в природе вещей.

Пусть это всегда остается в памяти: когда вы переживаете противоречивый опыт — две вещи, не соответствующие друг другу, диаметрально противоположные друг другу — должно быть, они реальны; они не могут быть плодом воображения. Воображение никогда не бывает настолько нелогично.

 

Музыка

Это существование — оркестр, и мы должны быть с ним сонастроены. Музыка так привлекательна для человеческого ума, для человеческого сердца именно поэтому: иногда, слушая красивую музыку, человек соскальзывает во вселенскую гармонию.

Слушая Бетховена, или Моцарта, или восточную классиче­скую музыку, человек начинает двигаться в другой мир; возникает совершенно иной гештальт. Вы больше не в мыслях — вы перенастраиваетесь на другую длину волны. Великая музыка окутывает вас и начинает играть в самом сердце, возвращая вам потерянный ритм.

Вот определение великой музыки: она может дать проблеск качества бытия, возможного для человека — тотального, в гармоний с целым, — хотя бы на несколько мгновений. Нисходит глубокий покой, и в сердце глубокая радость. Может быть, вы даже не понимаете, что происходит, но великий мастер, великий музыкант в своей игре просто соприкасается с некой фундаментальной основой — в основе всего в существовании лежит определенный ритм. Если создать музыку, созвучную этому ритму, все, кто соучаствует, слушает музыку, тоже попадают в этот ритм.

К этому можно прийти по-разному. Например, вы сидите у водопада и слушаете звуки падающей воды, становитесь с ними одним целым… Закройте глаза и почувствуйте, что стали с водопадом одним целым.. — глубоко внутри падайте вместе с водой… и будут моменты, некоторые моменты, когда вдруг вы осознаете, что соучаствовали, понимали песню водопада, были сонастроены. Такие моменты приносят неизмеримый экстаз. Или — слушая птиц…

 

Стена слов

Девяносто процентов слов служит только тому, чтобы избежать общения. Мы возводим великую стену слов, чтобы скрыть тот факт, что не умеем общаться.

Если вам грустно, зачем об этом говорить? Будьте грустны! Люди поймут, что вы имеете в виду, без всяких слов. Если вы очень, очень счастливы, зачем об этом говорить? Будьте счастливы! Счастье не бывает итальянским, английским или немецким — его понимает каждый. Вы можете танцевать, когда счастливы, и все поймут. Когда вы злитесь, вы можете просто кого-нибудь стукнуть — зачем говорить?.. — это будет более подлинным и настоящим. Люди тут же поймут, что вы злитесь.

Язык — это средство сказать то, что на самом деле мы не хотим сказать. Например, я на вас разозлился и не хочу злиться, поэтому я просто говорю: «Я злюсь». Это совершенно бессильный способ высказать, что я злюсь. Я не хочу по-настоящему сказать, что я вас люблю, и поэтому просто говорю: «Я вас люблю». Только слова! Если я вас люблю, я выскажу это как-нибудь по-другому, по-настоящему — зачем слова?

Старайтесь выразить жестом, телом, прикосновением, выражением лица, не прибегая к языку. Вы будете этим наслаждаться: у вас появится новое ощущение… и огромное пространство для изобретательности.

 

Последняя роскошь

Когда ничего не нужно, расцветает любовь.

Любовь расцветает лишь после того, как исчезают потребности. Любовь случается только между королем и королевой — каждый из которых ни в чем не нуждается.

Любовь — величайшая в мире роскошь. Это не потребность — но последняя роскошь, высочайшая роскошь. Если вы нуждаетесь в любви, это только очередная, ничем не замечательная потребность — человек нуждается в пище, человек нуждается в крыше над головой, человек нуждается в одежде; у человека множество потребностей. Такая любовь остается частью этого мира. Когда потребности нет и вы просто переполнены энергией и хотите с кем-то поделиться, и кто-то тоже переполнен энергией и хочет поделиться с вами, тогда оба вы приносите свои энергии на алтарь неизвестного Бога любви.

И это сущая роскошь, потому что такая любовь бесцельна. Она не несет никакой практической задачи. Она самоценна — это великая игра, и она не служит средством ни к чему другому.

 

354. Сделай сам

Жизнь как таковая нейтральна. Мы делаем ее красивой; мы же делаем ее безобразной. Жизнь — это та энергия, которую мы в нее вкладываем.

Если вливать в жизнь красоту, она красива. Если вы сидите сиднем и хотите, чтобы жизнь была красивой, ничего не получится — красоту вы должны создавать. Не бывает «красоты» как отдельного предмета, который лежит, как камень. Красоту нужно создавать. Человек должен придать реальности видение, придать реальности цвет, придать реальности музыку — тогда его реальность красива.

Пока вы соучаствуете в создании красоты, она есть; как только вы прекращаете создавать, ее нет. Красота создается — как и уродство. Счастье создается — как и несчастье. Вы получаете только то, что создаете, ничего другого. Вот вся философия кармы: вы получаете только то, что делаете. Жизнь похожа на чистый холст — можно нарисовать красивый вид, пейзаж, а можно наполнить холст ужасами и привидениями. Все в ваших руках. Вы можете создать красивый сон, вы можете создать кошмар.

С этим пониманием все становится очень просто. Вы в своей жизни хозяин; вся ответственность ложится на вас. Обычно мы думаем, что в жизни есть некая объективная красота и объективное уродство. Нет! Жизнь только дает возможность. Жизнь предоставляет все необходимое, даль­ше действуйте сами — жизнь следует принципу «сделай сам»!

 

353. Не расчленяйте цветы

Когда у вас внутри что-то раскрывается, будто распускается цветок, не набрасывайтесь на него интеллектуально — иначе вы его убьете. Вы оторвете лепестки, чтобы посмотреть, что внутри цветка, но в самом этом расчленении цветок погибнет.

Ирония в том, что, если вы оторвете лепестки, желая узнать, что такое цветок, вы никогда не узнаете, что такое цветок. Все, что вы таким образом узнаете, будет знанием о чем-то другом: может быть, вы узнаете о химическом составе цветка, о физических составляющих цветка, о его цвете, о его прочих характеристиках, — но ничто из них не сопоставимо с красотой. Красота исчезла в тот самый миг, как вы ее расчленили и разрушили.

Теперь у вас осталось только воспоминание о цветке, не настоящий цветок. И все, что вы знаете, вы знаете о мертвом цветке, не о живом цветке — а жизнь была самим его существом, самой сутью; тот, живой цветок, рос, раскрывался, рождал аромат. То же самое верно относительно внутреннего расцвета.

Медитация принесет множество новых состояний. Они очень хороши, но если вы начнете думать — что это такое, почему это случилось, и что это, собственно, значит, — вы привнесете ум. А ум ядовит. Тогда, вместо того чтобы поливать цветок, вы его отравите. Медитация диаметрально противоположна измерению ума. Не привносите ум. Наслаждайтесь! Эти опыты были хороши; будет случаться больше и больше опытов, и гораздо более важных — это только начало. Оставайтесь открыты и доступны.

 

Безымянное

Именем «дао» называется то, что не может быть названо; это имя безымянного. Точно как Бог или дхарма, истина или логос… — только имена человеческой беспомощности.

…Мы должны дать ему какое-то название; мы должны как-то к нему обращаться. Дао — одно из самых красивых названий неизвестного, которые только существуют, потому что это слово совершенно бессмысленно. Слово «бог» стало более осмысленным и поэтому потеряло значимость.

Можно поклоняться богу, но нельзя поклоняться дао — нет никакого образа. Может быть, вы не поклоняетесь каменным идолам, но как только вы говорите слово «бог», в вас непроизвольно возникает образ: некто, восседающий на золотом троне и правящий миром, мудрец с белой бородой, и так далее… — фигура отца. Но в случае «дао» никакой фигуры не представляется. Вот чем замечательно это название: оно не дает никаких намеков. Оно не предоставляет воображению никакой почвы.

Дао — величайшее имя, данное неизвестному. Оно значимо, потому что бессмысленно; оно ничего не значит… значит только «путь» — не путь к какой-либо цели, но путь, которому следует все сущее, — истинная природа вещей.

 

Свобода и любовь

Когда два человека любят друг друга, они свободны, индивидуально свободны. Они сохраняют свободу. Любовь — не долг, который подлежит исполнению. Только из свободы они делятся друг с другом. Они свободны сказать «нет».

Если люди, любящие друг друга, говорят друг другу «да», они это делают по собственному решению — не ради исполнения долга, не ради исполнения чьих-то ожиданий. Вы делитесь любовью, потому что наслаждаетесь тем, чтобы делиться любовью. В любой момент вы можете все изменить, потому что ничто, не было обещано, не было дано никаких гарантий. Вы остаетесь двумя свободными индивидуальностями — свободно решившими встретиться, свободно решившими любить, но сохранившими в неприкосновенности всю свою индивидуальность и свободу. В этом красота любви!

Красота не только в самой любви; красота, скорее, в свободе, чем в любви. Основная составляющая красоты — свобода; любовь — второстепенная составляющая. Любовь красива в свободе, потому что красива свобода. Как только свобода исчезает, любовь становится такой безобразной, что невозможно поверить — что случилось?… куда девалась вся красота?

 

350. Жизнь по минимуму

Человеческие существа не осознают своего потенциала и продолжают жить по минимуму. Сейчас психологи говорят, что даже великие гении задействуют только пятнадцать процентов своего разума, — что говорить об обычном, среднем человеке?

Средний человек использует от пяти до семи процентов разума. Но это касается только разума; никто еще не потрудился произвести такое же вычисление в отношении любви. Я смотрю на людей и вижу, что они редко используют энергию любви. Хотя в ней — истинный источник радости.

Мы используем семь, самое большее — пятнадцать процентов разума. Даже самый гениальный человек живет по минимуму, и восемьдесят пять процентов разума пропадают зря; он никогда ими не пользуется. Нельзя себе представить, что стало бы возможным, если бы он задействовал все сто процентов!

А в любви мы не используем далее пяти процентов. Мы только изображаем и разыгрываем любовь, но не задействуем энергию любви. Разум позволяет вам приблизиться к внешней реальности, любовь подводит вас к реальности внутренней. Другого пути нет; любовь — единственный способ познания внутреннего.

 

349. Способность сосредоточиться

Сосредоточенность следует за тем, что интересно — следует, как тень.

Если вы чувствуете, что вам трудно сосредоточиться, с самой способностью сосредоточиться ничего сделать нельзя; чтобы что-то сделать, нужно выяснить, что вам интересно. Например, представьте: ребенок сидит в школе на уроке и вдруг слышит, как за окном щебечут птицы — он начинает их слушать и слушает абсолютно сосредоточенно. Учитель кричит: «Сосредоточься!» — а ребенок не может сосредоточиться на доске, его ум снова и снова возвращается к птицам. Они радостно поют, ему очень интересно — на них он и сосредоточен.

Учитель говорит «Не отвлекайся!» Но ребенок и не отвлекается — по существу, учитель сам его отвлекает, не дает сосредоточиться. Но учитель хочет, чтобы ребенок сосредоточился на чем-то таком, что самому ребенку не интересно — вот почему ему трудно сосредоточиться.

Всегда помните: если вы чувствуете, что рассеянны или забывчивы, это просто значит, что само занятие вам недостаточно интересно или вас в нем интересует что-то другое. Может быть, вы хотите заработать деньги и вас интересуют деньги, а не сама работа, и поэтому вы рассеянны. Просто посмотрите, что вас интересует.

Что бы вы ни делали, если вы это делаете с глубоким интересом, ничего не нужно специально помнить — все приходит само. Вложите в свою работу больше интереса. Оставайтесь в настоящем, будьте внимательнее к тому, что делаете. И через два или три месяца вы увидите, что все прекрасно помните.

 

348. Собственный храм

Общественный храм есть общественный храм; каждому человеку нужен свой собственный храм; это личное явление.

На Востоке было принято отводить для медитации отдельную комнату. Каждая семья, которая могла себе это позволить, устраивала себе небольшой храм. И туда приходили только для молитвы или медитации, ни для чего другого.

Все в этом месте — дым благовоний, цвет, звуки, воздух — ассоциируется с мыслью о медитации. Если вы медитируете в одной и той же комнате, в одном и том же пространстве, каждый день в одно и то же время, вы входите в комнату, снимаете обувь — и вы уже в медитации.

Как только вы входите в комнату, видите сами ее стены — те же самые стены, тот же цвет, тот же самый аромат, те же самые благовония, то же самое молчание, то же самое вре­мя, — ваше тело, жизненная энергия и ум приходят в единство. Они знают, что наступило время медитации. И они по­могают; они не борются с вами. Можно просто сесть и сразу же войти в медитацию — с большей легкостью, в большем молчании, с меньшим усилием

Итак, если получится, отведите себе особое место — хватит небольшого уголка — и не делайте в нем ничего другого. Иначе пространство сбивается с толку, мм?. — это трудно объяснить, но пространство тоже можно сбить с толку. Отведите особый уголок и там медитируйте, регулярно, каждый день, в одно и то же время. Если когда-нибудь вы про­пустите время, не нужно чувствовать себя виноватым, — отклонения вполне допустимы. Но если из ста дней хотя бы шестьдесят вы сможете регулярно медитировать, этого будет достаточно.

 

347. Сотрудничество

Когда Чарлз Дарвин создал свою теорию эволюции, теорию выживания сильнейшего, другой человек, князь Кропоткин из России, создал прямо противоположную теорию: эволюция происходит путем сотрудничества.

О князе Кропоткине мало кто слышал, хотя его теория значительнее теории Дарвина.. Может быть, должно пройти какое-то время, но в конце концов он победит Дарвина.

Сама идея, что человек эволюционирует посредством борьбы, насильственна — и к тому же очень однобока. Если смотреть глазами Дарвина, жизнь состоит только из выживания сильнейшего. А кто этот «сильнейший» — самый разрушительный, самый агрессивный. В этом «сильнейшем» нет ничего ценного; он даже не человечен — «сильнейшим» окажется тот, кто больше всех похож на животное. Христос не сможет выжить, он не сильнейший. Будда не сможет выжить, он не сильнейший. Будда окажется из всех самым беспомощным… и Иисус. Значит, выживет Александр Македонский, выживет Адольф Гитлер, выживет Иосиф Сталин, выживет Мао Цзэдун — «сильнейшие»! Значит, выживет только насилие, не любовь. Выживет только убийство, не медитация.

Мировоззрение Дарвина представляет жизнь совершенно бесчеловечным образом. Если вы пойдете в лес и посмотрите глазами Дарвина, то всюду найдете враждебность и соперничество: одна особь уничтожает другую, все друг другу враги, все друг с другом борются — как в кошмарном сне. А если пойти в тот же лес и посмотреть глазами Кропоткина, обнаружится удивительное сотрудничество. Все эти особи помогают друг другу, сосуществуют в глубоком сотрудничестве, иначе никто бы из них не выжил.

Насилие может составлять часть, но не целое; глубоко внутри все основывается на сотрудничестве. И чем выше ступень развития — как вы найдете, восходя по лестнице роста, — тем меньше насилия и больше сотрудничества.

 

346. Скромность

Любовь по своей сути скромна — и не бывает другой скромности. Если скромность практикуется без любви, это только уловка эго.

Когда скромность естественно возникает из любви, она очень красива. Влюбитесь в существование — и начните с любви к самому себе.

Когда вы любите себя, вы начинаете чувствовать любовь ко многим людям и мало-помалу пространство любви становится больше и больше. Однажды вдруг оказывается, что в него включено все существование и любовь больше ни к кому в частности не обращена — она просто течет, и ее может принять любой, кто захочет. Она течет, даже если нет никого, чтобы ее принять.

Тогда любовь — больше не отношения, но состояние существа. И в таком состоянии существа заключается скромность, истинная скромность. Такой скромностью скромен Иисус; римский папа не скромен. Человек может практиковать бедность и быть в этом очень эгоистичным. Человек может практиковать скромность и быть в этом очень эгоистичным. В моем понимании, настоящая скромность возникает как аромат любви. Ее нельзя практиковать, ей нельзя научиться. Двигайтесь в любовь, и однажды вдруг окажется, что любовь расцвела — пришла весна, любовь раскрыла лепестки, и разнесся новый, никогда ранее не существовавший аромат: вы скромны.