345. Бездомность

Блаженство — всегда бездомно, всегда бродяга. У счастья есть дом, у несчастья есть дом, но у блаженства дома нет. Оно как белое облако, у которого нигде нет корней.

Как только вы пускаете корни, блаженство исчезает, вы прикованы к земле и начинаете цепляться. Дом означает безопасность, защищенность, комфорт, удобство. По большому счету, если все эти вещи свести в одно, дом означает смерть. Чем более вы живы, тем более бездомны.

Быть искателем — в этом главный смысл — значит жить в опасности, жить в незащищенности, жить не зная, что будет дальше… всегда оставаться открытым, всегда быть способным удивляться, сохранять чувство чудесного. Пока вы можете удивляться, вы живы. Английские слова wonder — «чувствовать чудесное и удивительное» — и wander — «блуждать, странствовать» — происходят от одного корня. Прикованный к месту ум теряет чувство удивительного и чудесного, потому что не может блуждать и странствовать. Странствуйте, как перелетная птица, как облако, и каждый миг будет приносить бесчисленные неожиданности. Оставайтесь бездомны. Быть бездомным не значит не жить в доме; это значит только быть ни к чему не привязанным. Даже если вы живете во дворце, не будьте к нему привязаны. Если пришло время идти дальше, идите — и не оглядывайтесь назад. Вас ничто не держит. Пользуйтесь всем, наслаждайтесь всем, но оставайтесь хозяином.

 

344. Терпение

Любовь терпелива, все остальное нетерпеливо. Страсть нетерпелива; любовь терпелива. Как только вы понимаете, что терпение значит любовь, что быть в терпении значит быть в молитве, вы понимаете все. Нужно научиться ждать.

Есть некоторые вещи, которые нельзя сделать; они могут только случиться сами. Есть вещи, которые можно сделать, но эти вещи принадлежат миру. То, что нельзя сделать, принадлежит Богу, или миру иному — или назовите это как угодно еще. Но те вещи, которые нельзя сделать, — только они реальны. Они всегда случаются сами; вы остаетесь на воспринимающей стороне — и когда речь идет о том, чтобы «сдаться», смысл именно в этом.

Станьте воспринимающей стороной… будьте терпеливы и ждите. Ждите в глубокой любви, в молитвенном состоянии, в благодарности — в благодарности за то, что уже случилось, в терпении к тому, что должно случиться. Обычно человеческий ум делает прямо противоположное: он всегда недоволен тем, что не случилось в прошлом, он всегда слишком нетерпелив к будущему. Он всегда жалуется и никогда не благодарен. Он всегда желает и никогда не создает способности воспринимать. Любое желание тщетно, если в вас нет способности воспринимать.

 

343. Сопротивление

Сопротивление — одна из ключевых проблем, которая порождает все остальные проблемы. С сопротивления начинаются все беды.

Иисус сказал: «Не противься злому». Даже злу не следует сопротивляться, потому что сопротивление — единственное зло, единственный грех. Когда вы чему-то сопротивляетесь, вы тем самым отделяете себя от целого. Вы пытаетесь стать островом, отдельным, отсоединенным. Вы выносите суждения, называете что-то неправильным, плохим, неприемлемым. Сопротивление означает, что вы становитесь в позу судьи.

Если вы не сопротивляетесь, нет никакого разделения между вами и движущейся вокруг энергией. Вдруг вы становитесь сонастроены с ней — настолько, что обнаружите, что вас нет, есть только движущаяся энергия. Научитесь сотрудничать со всем, что бы ни происходило; не противопоставляйте себя целому. Мало-помалу вы начнете чувствовать огромную новую энергию, которая приходит, когда вы идете в ногу с целым — потому что в сопротивлении вы рассеиваете энергию. В непротивлении вы впитываете энергию.

В этом состоит все восточное мировоззрение: примите и не сопротивляйтесь, сдайтесь и не боритесь. Не пытайтесь быть победителем, не пытайтесь быть первым. Лао-цзы сказал: «Никто не может меня победить, потому что я принял свое поражение и не стремлюсь к победе». Можно ли победить человека, который не хочет победы? Можно ли унизить человека, лишенного тщеславия? Можно ли убить человека, который готов умереть? Невозможно. Сдавшись, человек в конечном итоге побеждает.

Посмотрите глубоко и поймите суть: не тратьте напрасно времени на сопротивление.

 

342. Верность

Верность нельзя вызвать принуждением. Сделайте партнера настолько счастливым, чтобы ему не нужны были никакие другие отношения. Но большинство людей делает обратное: так отравляет другому жизнь, что если он и не помышлял ни о каких других отношениях, ему придется задуматься — хотя бы ради собственного спасения.

Вот одна из самых трудных проблем в отношениях мужчины и женщины: мужчина нуждается в свободе больше, чем в любви, а женщина нуждается в любви больше, чем в свободе. С этим сталкивается любая пара в мире. Женщина нимало не беспокоится о свободе. Она готова к любому рабству, если только удастся сделать рабом и мужчину. Она готова блюсти полную верность, если таким образом принудит к ней и мужчину. Она готова жить в любой тюрьме, если и мужчина согласится жить в темной камере.

А мужчина готов пожертвовать даже любовью, если она ставит под угрозу свободу. Он хочет жить так, чтобы все небо было открыто, хотя бы и в одиночестве. Он хочет отношений и любви, но тучи сгущаются, и отношения превращаются в темный застенок. Вот в чем беда.

Нужно осознать, что подобные требования, чрезмерные требования верности или чрезмерные требования свободы в равной мере говорят о незрелости. В какой-то точке нужно прийти к согласию друг с другом. Женщина понимает, что мужчине нужно больше свободы, и частично отказывается от требований верности. Мужчина понимает, что женщине нужна верность, и частично отказывается от требований свободы, вот и все. Если вы любите друг друга, вы должны быть готовы к некоторым жертвам. Если вы не любите друг друга, лучше будет расстаться.

 

341. Духовный опыт

Нужно помнить, что все в конечном счете предстоит отбросить, чтобы оставались только вы — в полной и абсолютной пустоте. Даже духовный опыт вреден; он отвлекает.

Когда что-то происходит, возникает двойственность. Если происходящее вам нравится, возникает желание большего. Если происходящее вам кажется красивым, возникает страх его потерять, а с ним входит все, что вредно и разрушительно — жадность, страх. С переживанием опыта возвращаются все пара-ферналии ума, и вы снова попадаетесь в ловушку.

Вся моя задача в том, чтобы помочь вам пойти дальше — за пределы опыта, за пределы ума, — потому что молчание существует только за пределами ума. Когда нет опыта, есть молчание. Когда нет опыта, есть блаженство — потому что блаженство не опыт; вы не чувствуете блаженство. А если чувствуете, это только счастье. Оно пройдет и рассеется, и вы останетесь в темноте.

Если смотреть в самую суть, ни одна техника не духовна, потому что любая техника дает только опыты. А однажды вашей целью должно стать… пусть это будет вашей целью — чтобы отброшено было все, включая опыты. Вы одни в доме — без мебели, без опытов — и тогда вы переживаете высочайший из всех опытов. Но это уже не «опыт», только оборот речи.

 

340. Наркотики

Лучше не прибегать к наркотикам, потому что иногда они приносят определенные опыты, — в этом вся беда. Если однажды опыт достигнут таким путем, становится очень трудно прийти к нему путем естественным — без наркотиков. А суть не в том, чтобы испытать тот или другой опыт; суть в том, чтобы благодаря опыту вы росли.

При помощи наркотика вы можете переживать определенный опыт, но при этом вы не растете. Опыт приходит к вам; не вы приходите к опыту. Было бы точно так же, если бы вам привиделись Гималаи — что по-своему красиво, но неглубоко. Вы остаетесь прежним. Мало-помалу, если это видение становится для вас реальностью, вы чего-то лишаетесь, потому что возникает привыкание, зависимость.

Нет, лучше оказаться в настоящих Гималаях — что тяжелее и потребует долгого путешествия. Наркотики слишком сокращают путь. Они почти насильственны: они заставляют преждевременно созреть нечто незрелое. Лучше продвигаться длинным путем, потому что только в борьбе вы растете. В вас возникает цельность; вы кристаллизуетесь. В этом вся суть — опыт как таковой не столь важен. Суть в том, чтобы расти. Всегда помните, я придаю наибольшую важность тому, чтобы вы росли, не достижению опытов. Ум всегда просит больше и больше опытов, увлекается опытами — а мы хотим пойти дальше пределов ума.

Таким образом, настоящее духовное измерение состоит не в переживании опытов. По существу, переживать нечего… Разве что самого себя — даже не себя, но только чистое сознание, без всяких пределов, без всякого объекта… чистую субъективность, чистое существо… Не то чтобы вы переживали красивые опыты — вы переживаете собственную кра­соту, но не красивые опыты. Вы безмерно красивы, но ничего не происходит. Всюду — только неизмеримая пустота.

 

339. Лицом к стене

Сядьте лицом к стене. Стена — это очень красиво. Идти некуда.

Бодхидхарма девять лет просидел лицом к стене, ничего не делая — просто сидя. В традиции считается, что у него отсохли ноги. Для меня это только символ. Это просто значит, что отсохло всякое движение, отсохла всякая мотивация. Не стало желания двигаться. Идти стало некуда, и не стало цели, и нечего стало достигать, и он — одна из самых редких душ, которые только ходили по Земле, — достиг высочайше­го, что возможно для человеческого сознания. Просто сидя лицом к стене, он достиг всего — ничего не делая, без всякой техники, без всякого метода… Стена была его единственной техникой.

Сядьте где угодно, повернитесь лицом к стене. Стена — это очень красиво. Идти некуда. Пусть не будет даже картин; пусть будет просто пустая стена Если смотреть не на что, мало-помалу исчезает желание видеть что-то внешнее. Пока вы смотрите на пустую стену, параллельные пустота и простота возникают у вас внутри. Параллельно стене, которая перед вами, возникает другая — стена не-мысли.

Оставайтесь открыты, радуйтесь. Улыбайтесь… напевайте или покачивайтесь. Иногда, может быть, вы начнете даже танцевать — но продолжайте при этом смотреть на стену, пусть стена остается объектом медитации.

 

338. В уединении

Все, что красиво, всегда происходит в одиночестве; ничто красивое не происходит в толпе. Ничто из запредельного никогда не происходит с человеком иначе, чем в полном уединении, одиночестве.

Экстравертный ум создал повсеместную и глубоко впитавшуюся обусловленность: когда вы остаетесь в одиночестве, вам становится плохо. Эта обусловленность побуждает вас искать общения, встречаться с людьми, потому что считается, что счастье возможно только среди людей, — а это ошибочно. Счастье среди людей очень поверхностно, а счастье, случающееся в одиночестве, очень глубоко. Радуйтесь ему.

Когда приходит одиночество, наслаждайтесь им. Пойте, танцуйте… или просто сядьте в молчании, лицом к стене — и ждите, чтобы что-то произошло. Сделайте одиночество ожиданием, и вскоре вы узнаете его другое качество. Оно совсем не грустно. Если однажды вы испытали вкус самой глубины одиночества, все отношения кажутся поверхностными. Даже любовь не может быть так глубока, как одиночество, потому что даже в любви присутствует другой, и само присутствие другого заставляет вас приблизиться к периферии, удерживает у периферии.

Когда никого нет, и нет даже мысли о ком-то другом, и вы оказываетесь в совершенном одиночестве, начните по­гружаться в себя, тонуть в себе. Не бойтесь. Поначалу это погружение покажется похожим на смерть, и вам станет грустно, потому что вы всегда знали счастье только среди людей, в отношениях.

Обождите немного. Дайте себе погрузиться немного глубже, и вы увидите, что внутри возникают тишина и молчание — молчание, которое танцует, неподвижное движение. Парадоксы встречаются, противоречия рассеиваются.

 

337. Быть родителем

Чтобы изменился весь мир, нужны родители. Но быть хорошим родителем трудно — обычно родители следуют тому обычаю, который, в свою очередь, им навязали их родители. Вот проблема, которой мы совсем не видим: хотя вы сами не можете выносить своих родителей, вы следуете тому же образцу, которому следовали они.

Мир был бы совершенно другим, если бы родители стали немного более понимающими. Им не хватает понимания, но сказать им ничего нельзя, потому что они так любят детей — вот в чем беда. А за этой любовью скрывается множество вещей, не имеющих к любви никакого отношения. Любовь дает приют множеству вещей, крайне далеких от любви.

Может быть, ваши родители вас очень любили и сделали для вас все, что могли. Наверное, они думали, что делают все для вашего счастья. Но никто не может сделать счастливым другого — никто!

Позвольте детям расти в свободе Конечно, это рискованно, но что делать?.. — жизнь рискованна. И любой рост возможен только в опасности и риске. Не защищайте детей чрезмерно, иначе они станут как тепличные растения — почти бесполезными. Пусть дети будут дикими. Дайте им бороться в жиз­ни, дайте им расти самим, и они всегда будут вам благодарны. И позднее вы сами увидите, сколько в них будет сил и жизни, и всегда будете счастливы.

 

336. Внутренний гнев

В гневе есть часть, которая понятна, потому что она связана с людьми, с ситуациями. Но когда этот поверхностный слой выброшен, вдруг вы находите источник гнева, который совершенно не связан ни с чем внешним, но просто составляет часть вас.

Нас учили, что гнев приходит только в определенных напряженных ситуациях. Неверно. Мы рождаемся с гневом; он составляет часть нас. В определенных ситуациях он выходит на поверхность, в определенных ситуациях он не активен, но по-прежнему сохраняется внутри.

Таким образом, сначала человек должен выбросить гнев, с чем-то связанный, и тогда он приходит к более глубокому источнику гнева, который ни с чем не связан, — к гневу, с которым он родился. Этот гнев ни к кому не обращен, поэтому его так трудно понять. Но необязательно его понимать. Просто выбросьте его, но не на человека — в небо, на по­душку, на Бога, на меня.

То же самое случится с каждой эмоцией. В любви есть часть, которая с кем-то связана. Потом, если вы идете глубже, однажды вы приходите к источнику, в котором любовь ни к кому не обращена. Она ни к кому не движется, она просто есть, есть внутри. И то же самое верно в отношении всего, что вы чувствуете. Во всем есть две стороны.

Одна сторона, бессознательная, более глубокая сторона просто остается с вами; другая, поверхностная, составляет проявление этого более глубокого слоя во внешних отношениях. Люди, которые всегда остаются поверхностными, совершенно забывают свои внутренние сокровища. Выбросив внутренний гнев, вы оказываетесь лицом к лицу с внутренней любовью, с внутренним состраданием. Мусор необходимо выбросить, и тогда вы сможете найти внутри себя чистейшее золото.

 

335. Желание

Станьте таким интенсивным желанием, чтобы само пламя желания сожгло вас дотла, без остатка.

Желание бывает в двух формах. Вы можете чего-то желать, но оставаться чуть поодаль: такое желание можно или осуществить, или отбросить — вы от него отдельны. Если оно не осуществится, вы не будете разочарованы; но если вы отдельны от желания, оно случайно.

Абхипса означает желание, которое стало самой вашей душой. Вы не можете его отбросить, потому что, если оно будет отброшено, с ним будете отброшены вы сами. Когда желание становится настолько экзистенциальным, что между ним и вами не остается никакого разделения, в таком желании есть безмерная красота. Такое желание приобретает новое измерение, движется за пределы времени.

 

334. Тотальность

Все, что исходит из тотальности, становится красивым. Раздробленность уродлива, тотальность прекрасна. Кем бы вы ни были, будьте собой тотально, и эта тотальность изменит все ваше качество.

…В этом алхимия трансформации, внутренней трансформации. Примите настоящий момент и двигайтесь вместе с ним, и тогда не будет оставаться никаких пережитков прошлого. Если вы по-настоящему войдете в гнев, вы с ним покончите, потому что, когда вы входите во что-то тотально, с ним покончено раз и навсегда. Теперь вы свободны, свободны полностью — и выходите из пережитого неразрушенным.

Посмотрите на маленького ребенка, который еще не разрушен обществом. Когда он в гневе, он по-настоящему в гневе; он взрывается! Крошечный ребенок, он становится таким сильным — будто сейчас разрушит весь мир! Он раскаляется докрасна, он весь пылает пламенем. Посмотрите на ребенка: какой он красивый — какой живой! А в следующий момент он уже играет и смеется — гнева больше нет. Нельзя даже поверить, что мгновением раньше он был в гневе. Теперь он полон любви, он как цветок — а мгновением раньше он пылал, он был само пламя!

Так и нужно жить. Будьте —. и так тотально, чтобы никакой момент не оставлял за собой пережитков. Тогда вы всегда свежи и молоды, и прошлое не лежит на вас грузом. Вот что я называю духовной жизнью. Духовная жизнь — не жизнь дисциплины, но жизнь спонтанности.

 

333. Стыд

Все, что вызывает в вас стыд, вы прячете внутрь, в бессознательное, и оно проникает глубже в ваше существо, входит в плоть и кровь — и начинает манипулировать вами из-за кулис.

Если вам хочется подавлять, подавите что-нибудь красивое. Никогда не подавляйте то, чего стыдитесь, потому что подавленное входит глубоко, а все, что выражено, — исчезает, рассеивается в небе. Поэтому выразите все, чего вы стыдитесь, выразите и покончите с ним навсегда, а все, что красиво, храните внутри как сокровище, чтобы оно продолжало воздействовать на вашу жизнь.

Но мы делаем как раз обратное. Все, что красиво, мы выражаем — по сути, даже чрезмерно… даже больше, чем чувствуем. Вы постоянно говорите: «Я люблю, я люблю, я люблю», — и может быть, больше говорите, чем чувствуете. Вы постоянно подавляете гнев, ненависть, ревность, собственничество, и постепенно оказывается, что вы становитесь всем тем, что подавили, и возникает глубокое чувство вины.

Стыдиться нечего, все прекрасно таким, как есть. Не может быть более совершенного мира, чем этот. Сейчас, это самое мгновение — кульминация всего существования, сама ось, вокруг которой вращается все сущее. Ничто не может быть более совершенным, поэтому просто расслабьтесь и наслаждайтесь.

Раскройте двери солнцу, воздуху и небу, и вас всегда будет обдувать новый, свежий ветер, вам всегда будут светить новые лучи солнца. Пусть поток существования течет сквозь вас. Никогда не становитесь тупиком на дороге существования, иначе будет скапливаться только смерть и пыль. Отбросьте все понятия о стыде и никогда не судите.

 

332. Ответ

Ответа нет. Ум бывает только в двух состояниях — полном вопросов и пустом, без вопросов.

Зрелость есть достижение точки, в которой вы можете жить без ответов; вот что такое зрелость. Жить без ответов — величайшее действие и самое храброе. Теперь вы больше не ребенок. Ребенок продолжает обо всем задавать вопросы и ждет ответов. Ребенку кажется, что если ему удастся сформулировать вопрос, должен найтись и ответ, должен найтись и кто-то, способный дать ответ.

Я называю это незрелостью. Вы думаете, что только потому, что вы можете сформулировать вопрос, обязательно появится ответ; может быть, вы его еще не знаете, но кто-то, наверное, знает, и однажды вы сможете его открыть. Это не так. Все вопросы изобретены человеком, придуманы человеком.

У существования нет ответа. Существование существует — без ответов, в полном молчании. Если вы можете отбросить все вопросы, между вами и существованием происходит общение. Вместе с вопросами вы тут же отбрасываете и философию, теологию, логику — и начинаете жить. Вы становитесь экзистенциальны. Когда нет вопросов — само это состояние и есть ответ.

 

331. Молитва

Молитва не должна быть заученной; она должна быть спонтанной.

Многие люди молятся в церквях, в храмах, и ничего не происходит — ничего и не произойдет. Они могут молиться всю жизнь — много жизней подряд — и ничего не произойдет, потому что их молитвы не спонтанны. Они искусственны; они идут от ума. Эти люди слишком мудры, а чтобы молитва была действенной, нужно быть дураком.

Молиться глупо — может быть, вы даже почувствуете некоторое смущение, обращаясь к Богу. Это глупо, но действенно. Бывают моменты, когда глупость мудра, а мудрость глупа. И если вы чувствуете, что пришел момент, когда необходима молитва, молитесь. Чем более вы движетесь в такие моменты, тем более они будут вам доступны. И благодаря медитации ваша молитва будет становиться глубже.

Молитесь внутри, и если что-то происходит в теле, что бы то ни было, позвольте это. Если приходит движение, или сквозь тело проходят волны энергии — как будто вы крошечный лист на сильном ветру, — молитесь и позвольте быть всему происходящему.

 

330. Привычка цепляться

Ум всегда цепляется — и хорошо отбросить эту привычку цепляться. Каждый день нов, каждое мгновение ново. По окончании каждого мгновения мы движемся в новый мир и должны быть к этому готовы, чтобы ничто нас не держало.

Будда говорил ученикам никогда не оставаться в одном месте дольше трех дней, потому что к четвертому дню человек начинает чувствовать себя как дома. Прежде чем почувствовать себя как дома, нужно двигаться дальше.

Ум всегда цепляется — и хорошо отбросить эту привычку цепляться. Каждый день нов, каждое мгновение ново. По окончании каждого мгновения мы движемся в новый мир и должны быть к этому готовы, чтобы ничто нас не держало. Пусть прошлое исчезает бесследно; вы должны постоянно умирать для прошлого. Не тратьте время впустую. Умрите для того, что прошло, — его больше нет.

Иначе, цепляясь за то, чего больше нет, вы будете продолжать цепляться, даже когда появится новое. Именно так ум упускает жизнь. Всегда оставайтесь верны настоящему. Отдайте себя целиком настоящему моменту — ничто другое этого не заслуживает.

Достаточно только одного: вложить всего себя в настоящее, в здесь-и-сейчас.

 

329. Помогать людям

…Просто будьте как можно счастливее. Не думайте о других. Если вы счастливы, ваше счастье будет помогать другим. Вы не можете помочь — но счастье может.

Вы не можете помочь — вы только все испортите, — но счастье может. Счастье действует по-своему — очень косвенно, очень тонко, женственно. Когда действуете вы, энергия становится агрессивной, и когда вы пытаетесь помочь другим, они начинают сопротивляться. Они сопротивляются бессознательно, потому что кажется, будто под видом помощи над ними пытаются взять верх. Никто не хочет, чтобы его освободил кто-то другой. Никто не хочет, чтобы его сделал счастливым кто-то другой, потому что это кажется зависимостью. В глубине возникает сопротивление.

Просто забудьте о том, чтобы помогать людям. Предоставьте это самим людям. Вы ничего не сделали, чтобы создать им трудности. Люди заслужили их сами, заслужили за много жизней и сами должны их преодолеть. Просто будьте счастливы, и ваше счастье придаст окружающим храбрости. Ваше счастье даст им стимул, подбодрит, бросит вызов. Ваше счастье даст им представление о том, как они смогут жить, когда скажут «да». Вот и все…

 

328. Решаете Вы

Можно дать вам всю любовь на свете, но если вы решили оставаться несчастным, то останетесь несчастным. А можно быть счастливым, бесконечно счастливым, и без всякой причины — потому что, быть счастливым или страдать, решаете вы.

Чтобы осознать, что счастье и страдание зависят от вас, нужно много времени — потому что эго очень удобно думать, что несчастным вас делают другие. Эго постоянно ставит невыполнимые условия, говорит, что сначала должны осуще­ствиться эти условия, и только тогда вы можете быть счаст­ливы. Оно спрашивает, как вы можете быть счастливы в таком уродливом мире, среди таких уродливых людей, в такой уродливой ситуации?

Если бы вы ясно видели себя, то посмеялись бы над собой — это смешно, просто смешно. Наше поведение так нелепо. Никто нас не заставляет, но мы продолжаем вести себя нелепо — и громко зовем на помощь. Но можно просто прекратить эту игру; игра ваша собственная — сначала делать себя несчастным, потом просить сочувствия и любви.

Если вы счастливы, любовь будет течь к вам сама… не нужно будет ее просить. Вот один из главных законов: точно так же, как вода стремится вниз, а огонь стремится вверх, любовь стремится к счастью… в счастье.

 

327. Лунатики

Все люди лунатики. Если вы понимаете, что вы лунатик, это начало душевного здоровья; оно уж на подходе.

Как только вы понимаете, что вы лунатик, вы можете выйти за пределы лунатизма; первый шаг к душевному здоровью совершен. Люди никогда не осознают, что безумны, и, не осознавая, лишаются возможности перестать быть безумными. И только полбеды, что они не осознают: если им это сказать, они будут защищаться. Они начнут спорить и доказывать, что это вы безумны, не они. Если вы понимаете, что вы лунатик, это начало душевного здоровья; оно уже на подходе. В самом осознании своего безумия вы его отбросили.

 

326. Нет

«Нет» — как лежачий камень, под который не течет вода; и ручей, раздавленный этим камнем, — вы сами. «Нет» вас калечит и парализует.

Продолжайте сокрушать камень «нет», и однажды он поддастся. Когда это случится, возникнет «да», подлинное «да». Заметьте, я не говорю притворяться и изображать «да» или говорить «да», когда «да» к вам не приходит. Если «да» не приходит, не беспокойтесь. Продолжайте сокрушать камень.

Не довольствуйтесь «нет», потому что в «нет» нельзя жить. Вы не можете есть, если нет еды, не можете пить, если нет питья. Никто не может жить в «нет» — можно только страдать и создавать все больше несчастья. «Нет» рождает ад. Только «да» приближает рай, и когда возникает «да», настоящее, из всего вашего существа, ничто в вас не остается в стороне: в этом «да» вы становитесь одним целым, и вся ваша энергия движется вверх — и говорит. «Да, да, да»

В этом смысл слова аминь. Каждая молитва должна завершаться словом «аминь» — что значит «да, да, да». Но «да» должно исходить из самой глубины вас, из самого мозга костей. «Да» не должно быть только в голове, не должно быть только в мыслях. Я не говорю, что вы должны говорить «да»; я говорю: дайте ему дорогу и пусть оно придет.